Программа основана на принципах культурно-исторической теории, разработанной
Л. С. Выготским и его коллегами, учениками и последователями.
Отличительной характеристикой программы является её фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры, являющейся ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Работа по программе не требует закупки дорогостоящих материалов, все создается педагогами самостоятельно по предоставленным рекомендациям.
Программа «ПРОдетей» представляет собой образовательную программу для детей 3-7 лет. Программа использует образовательные методы, разработанные в рамках культурно-исторического подхода, а также собственные авторские технологии, которые отличаются от большинства классических детальной проработкой, множеством вариантов реализации и последовательным и неуклонным использованием детской игры, как реального контекста обучения. При этом детская игра, являющаяся ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, находится в центре Программы «ПРОдетей» не только как носитель такого контекста, но и как самостоятельная ценность в развитии ребенка дошкольного возраста. Таким образом, одной из важных особенностей Программы является ее фокус на развитых формах сюжетно-ролевой игры.
Помимо развития игры, Программа содержит множество технологий, направленных на развитие детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим, освоения представлений о времени, числе, степени усвоения детьми конкретных понятий, используемых для экспресс-диагностики, и многого другого. Педагоги формируют у детей навыки счета, логическое мышление, рассуждение, коммуникативные и социальные навыки. Важно заметить, что развивающие технологии всегда предполагают игровую форму, строятся на собственной активности ребенка, увлекают и развлекают, делают обучение интересным и сориентированным на возрастные особенности и индивидуальные склонности каждого ребенка.
Программа «ПРОдетей» направлена на развитие ребенка в разных областях, включая развитие способности к планированию и контролю собственных действий (саморегуляции), а также на освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка произвольной саморегуляции ребенком собственных действий осуществляется посредством специальных упражнений, включением элементов саморегуляции в занятия, а также посредством специально организованного руководства детской игрой.
Для овладения программой воспитатели проходят серию тренингов (очных и виртуальных). Для наиболее успешного использования программы в дошкольном учреждении рекомендуется, чтобы наряду с воспитателями тренинги посещал весь педагогический персонал (заведующий, методист, педагог-психолог, и т.д.).
В то же время, мы понимаем, что эта программа может очень пригодиться и в семье. Она будет полезна родителям, которые всерьез заинтересованы в образовании своих детей, в том, чтобы маленькие дети росли в обстановке творчества, радости от познания и общения, в контексте классических и в то же время современных представлений о детском развитии, чтобы им было интересно и они развивались в соответствии со своими возможностями.
ЕЛЕНА БОДРОВА
Ph.D, соавтор программы дошкольного образования «ПРОдетей», создатель системы обучения и воспитания Tools of the mind, отмеченной ЮНЕСКО, со-основатель, директор по стратегическим инициативам «Tools of the Mind», международный исследователь в области дошкольного образования.
ЕЛЕНА ЮДИНА
К. псих. н., профессор, автор программы дошкольного образования «ПРОдетей», автор примерной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ» зав. кафедрой управления дошкольным образованием МВШСЭН, соразработчик ФГОС ДО, соавтор Инструмента Независимой Оценки Качества Дошкольного Образования (ELEAS).