ПРОГРАММА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Теоретико-методологическую платформу программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В соответствии с этим, образовательный процесс строится на основе организации содержательного, разностороннего и разноуровневого общения детей как между собой, так и с педагогами и родителями, а также с другими взрослыми, имеющими отношение к их жизни. Поэтому группы в образовательных учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», комплектуются из детей всех дошкольных возрастов. В программе «Золотой ключик» особое внимание уделяется традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода развития – игровой, а также продуктивной деятельности.
ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Исторические основы
В основу программы была положена культурно-историческая теория Л.С. Выготского, его идеи о единстве аффекта и интеллекта, спонтанном и реактивном обучении, особенностях и закономерностях психического развития ребенка в дошкольном и младшем школьном периодах развития, а также периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Основные принципы и ключевые моменты.
  1. Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок. Взрослый не столько учит и воспитывает детей, сколько живет совместной с ними содержательной и интересной жизнью, а внутри этой жизни решает конкретные педагогические задачи.
  2. Единое образовательное пространство. Система отношений взрослых и детей строится по образцу большой общественной семьи, являющейся своеобразным продолжением собственной семьи ребенка.
  3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки.
  4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.
  5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе одновременно работают два воспитателя, выстраивающие с детьми разного возраста многопозиционное общение.
  6. Жизнь и группы, и каждого ребенка, и членов семьи строится по событийному принципу. События – это то, что вносит разнообразие в повседневную жизнь и, одновременно, это совместное бытие детей и взрослых.
  7. Общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
КРАВЦОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
доктор психологических наук, профессор, разработчик ФГОС ДО
КРАВЦОВ ГЕННАДИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
доктор психологических наук, профессор, разработчик ФГОС ДО
БЕРЕЖКОВСКАЯ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА
кандидат психологических наук, доцент