Установлено, что основная линия развития восприятия - это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий, т.е. действий восприятия. Подобные исследования позволили Л.А. Венгеру понять сущность развития способностей. Согласно его концепции способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т. п.). Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Поэтому основной акцент программы сделан на усвоении применения наглядных моделей на различном содержании, что позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.
Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.
Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.
Такая работа предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д.), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. Для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.
Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ означения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представления о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики, и т. п. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Для понимания сущности познавательных способностей важно учитывать способы регуляции поведения ребенка при решении им задач разных классов. Было выявлено три основных позиции ребенка по отношению к действительности, и, соответственно, три способа регуляции поведения.
Первый способ взаимодействия с реальностью - нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.
Второй способ – смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А. В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.
Третий способ – преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект.
Эту проблему можно обсуждать особо, но здесь мы отметим, что этот эффект в основном проявляется в следующем:- возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);
- развитии децентрации - умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);
- развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.
Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Таким образом, программа состоит из следующих разделов:- Сенсорное воспитание (этот раздел направлен на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
- Ознакомление с пространственными отношениями (в ходе занятий, отнесенных к этому разделу, дети учатся использовать для ориентировки наглядные модели и составлять такие модели, например, составлять карту и самостоятельно отмечать на ней дорогу от детского сада к дому).
- Развитие элементов логического мышления (данный раздел посвящен оперированию простейшими классами).
- Развитие элементарных математических представлений (на занятиях этого раздела дети знакомятся с основными количественными отношениями).
- Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).
- Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).
- Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).
- Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
- Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).
- Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).
- Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа).
- Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).
- Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).
К достоинствам программы можно отнести ее четкую выстроенность, детальную проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.