РЕДЖИО-ПОДХОД

В основе Реджио-подхода лежит вера в силу и возможности ребенка и вера в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. Это гуманистический оптимистический подход к развитию и образованию детей. Главная цель при реализации Реджио-подхода - предоставить человеку как можно больше инструментов и возможностей, которыми он сможет воспользоваться на протяжении всей своей жизни. Это могут быть навыки творческого подхода к познанию и жизни в целом, умение задавать вопросы и искать на них ответы, возможность высказывать свое мнение и умение слышать и принимать позицию другого, умение аргументировать свою позицию и т.д.
ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Проект "Зеленое Яблоко и реджио-подход" это опыт вдохновения новой образовательной философией, рожденной 50-е годы прошлого века в маленьком городке на севере Италии - Реджио-Эмилия, в честь которого и называется. Жители Реджио-Эмилии решили, что их будущее зависит от того, каким будет детство их детей. И стали строить детские сады, в которых взрослые сотрудничают с детьми, в которых дети исследуют окружающий мир и творят свой собственный и неповторимый. Основателями подхода были родители и присоединившийся к ним молодой педагог, психолог Лорис Малагуцци. Он опирался на круг идей Льва Выготского, Жана Пиаже, Джона Дьюи, Джерома Брунера и др. В 1991 г. реджио-подход признан международным экспертным сообществом одним из лучших в дошкольном образовании. Основными ценностями подхода являются идеи самоценности детства, самонаправленности образования, креативность, критическое мышление, сотрудничество и гражданское взаимодействие.

Основные постулаты реджио-подхода:

Образ ребенка
Каждый ребенок – это сильная, способная и гибкая личность с богатым потенциалом. Он приходит в этот мир со страстным желанием изучать, познавать и найти свое место в нем.

Окружающая среда – третий учитель
Дети развиваются и учатся, вступая в отношения с окружающей их средой. У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и среда, которая его окружает. Взаимодействуя с другими людьми, предметами и явлениями, исследуя их, свободно двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде, ребенок строит свои собственные знания о мире и о себе. Среда должна быть наполнена возможностями для творческих экспериментов и самовыражения. В реджио-пространстве все поверхности стены, пол, потолок становятся «живыми» и меняются, наполняясь объектами и продуктами деятельности детей и сотрудничающими с ними взрослых.

Роль взрослого
Взрослый создает и поддерживает богатую творческую среду, наполненную провокациями и возможностями для ребенка реализовать свой интерес различными способами и материалами. В реджио-подходе дети могут сами контролировать свое развитие и обучение. Основные задачи взрослого - слышать запрос (интерес) ребенка, предоставить возможности, поддержку и свободу самоопределения маленькому человеку, не давать готовые ответы, а ценить детские гипотезы. И всегда вопрос важнее ответа, а процесс ценнее результата.

Проекты: игра, исследование, творчество
Игра, исследование и творчество неразрывны в жизни ребенка и являются ведущими способами освоения мира, познания себя и самовыражения. Различные проекты, иногда инициированные детьми, иногда спровоцированные взрослым, наполняют жизнь реджио-вдохновленных пространств по всему миру. Проекты могут быть разными: исследовательскими, Проекты могут быть индивидуальными, микрогрупповыми и общими и могут длиться разное время, до тех пор, пока не угаснет интерес к теме. Письмо, чтение, и счет возникают и развиваются в проектной и игровой деятельности как необходимый инструмент взаимодействия и исследования.

Документирование процесса познания
Все проекты фото- и видеодокументируются, и оставляют «следы», отражаются на «говорящих стенах». У ребенка есть возможность по-новому увидеть тему и продолжить развивать. Взрослый с помощью педагогического документирования фиксирует динамику развития ребенка и группы, оценивает свою роль в процессе, планирует работу с детским запросом и готовит педагогические провокации. Для родителя – это возможность взглянуть на своего ребенка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе.

У ребенка 100 языков
Вдохновленные реджио-подходом педагоги всегда помнят, что у детей много способов заявить о себе: рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа. И ничего без удовольствия!

КОНТАКТЫ