РОВЕСНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ровесническое образование – практика, направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников.
Детское сообщество рассматривается нами как организованная общность дошкольников-ровесников, которая позволяет детям самостоятельно получать знания, организованно работать в группах, по-деловому обсуждать задание, преодолевать разобщенность, инициативно передавать свой опыт и личные впечатления сверстнику.
Для чего детям сообщество? В организованном сообществе возникают по-человечески благоприятные естественные условия для сравнения своих знаний, умений со знаниями, умениями и возможностями сверстника. Такое взаимодействие детей даёт высокий образовательный эффект, а именно: способность ставить цели своих действий и находить свой стиль деятельности, обнаруживать задачу, планировать действия и искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении своих проблем, оценивать результативность предпринятых действий.
Благоприятная среда взаимодействия со сверстниками обеспечивает становление коммуникативной компетенции: способности преодолевать эгоцентризм, понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными, распознавать коммуникативные ситуации и правила действия в них, адекватно выстраивать своё поведение.
Ключевой характеристикой практики является использование технологии организации детского сообщества и социо-игровых методов.
Целостность практики ровеснического образования и её существенное преимущество определяется наличием: модели образовательного процесса, структуры его организации, системы подготовки педагога, средств построения совместной работы детей (знаково-символических средств - математических и др. таблиц ) и педагогических технологий (концепции ровеснического образования и системы обучения грамоте и математике (Е.Е. Шулешко, концепции театральной педагогики (А.П. Ершова, В. Букатов, Е.А. Аккуратова, технологии организации детского сообщества Н.И. Титова, технологии физической культуры (С.В. Реутский)

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
КОНТАКТЫ
Email: akkuratovae@yandex.ru
Елена Аккуратова
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО
КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
СВЕРСТНИКИ
РОВЕСНИКИ
САМООБРАЗОВАНИЕ
САМООБУЧЕНИЕ
ГРАМОТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ОБРАЗ ГРАМОТНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО
Суть и ключевая концепция системы ровеснического образования
Суть концепции заключается в инновационном понимании целей, задач, содержания и средств образования. Целью и содержанием образования детей нового поколения является построение детского сообщества, которое осуществляется поэтапно. В младшем и среднем возрасте создаются предпосылки к его возникновению в каждой возрастной группе. В старшем дошкольном возрасте происходит его дальнейшее развитие путем организации сотрудничества детей в малых группах и межгруппового взаимодействия, которое создает условия для развития учебной самостоятельности и инициативности детей.
Средствами для построения детских сообществ является материал занятий и уроков, одним словом, всё то, чем занимаются дети ежедневно, который организуется особым образом и становится важнейшей составляющей развития самостоятельности каждого ребёнка, так как именно содержание предметов обсуждается детьми, на его основе приобретаются знания и умения и кристаллизуются точки зрения и мнения.
Целостность концепции обеспечивается единством подхода всех педагогов, которые основной целью своих занятий с детьми считают построение детского сообщества.
Что даёт ровесническое образование
Для детей:
Что позволяет ребёнку самому ставить цели своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении своих проблем?
Ответ есть – это детское сообщество. Однако не любая спонтанная группа или группа детского сада, а сообщество:
  • организованное таким образом, когда в нем возникают по-человечески благоприятные естественные условия для сравнения своих знаний, умений с умениями и возможностями сверстника, условия, позволяющие каждому её члену выяснять мнение сверстника о себе и своё о нем. Именно вследствие этого происходит резкий скачок в развитии самопознания дошкольника.
  • сообщество, в котором поддерживается стиль парной и групповой работы, свободного обсуждения разных вопросов и высказывания разных точек зрения, которое способствуют овладению детьми конструктивными средствами взаимодействия со сверстниками и развитию умения работать в команде
  • сообщество, в котором основной формой совместного поведения является взаимодействие сверстники-сверстники, в отличие от диады ребёнок-воспитатель
  • сообщество, которое взрослые признают, как новую общность детей дошкольников - ровесники, в которой дети могут самостоятельно преодолевать разобщенность, организованно работать в группах, по-деловому обсуждать задание, инициативно передавать свой опыт и личные впечатления сверстнику.
Ребёнок не является самоучкой, в совместном ежедневном взаимодействии со сверстниками он согласовывает свои выборы: места, дела, напарника, мнения с партнерами по делу, вслушивается в их речь и демонстрирует собственную публичную позицию, уговаривает их словом и делом. Ребёнок начинает понимать себя, когда видит, что делает сверстник, смотря на него, как на собственное отражение.
Детям необходима среда взаимодействия со сверстниками, в которой проявляется индивидуальность каждого, развиваются навыки критического мышления, приобретаются знания математических и научных принципов, развиваются языковые способности и грамотность.
Для этого педагог создаёт ситуации совместной парной и групповой работы, в которых дошкольники накапливают опыт совместного планирования дел, исследования причинно-следственных связей, обсуждения полученного опыта, идей и открытий. Взаимодействуя, дошкольники вырабатывают собственную точку зрения и умение её отстаивать.
Таким образом, развитие компетенций и получение знаний является результатом социальных процессов, которые протекают при взаимодействии двух и более человек. Активная позиция дошкольника в процессе взаимодействия со сверстниками даёт гораздо более высокий образовательный эффект, чем индивидуальное обучение и является ключом к развитию потенциала каждого ребёнка.
Для педагогов ровесническое образование – это инструмент, позволяющий организовать безопасную, развивающую, вариативную, образовательную среду, благоприятную для общения детей нового поколения, педагогов и родителей с целью обеспечения интересного, неформального проживания этого уникального периода жизни всеми участниками образовательного процесса.
Педагогический коллектив сопровождает образовательный процесс, организует и управляет им на основе открытости и равноправного участия в нем детей и взрослых, где вклад каждого имеет одинаковое значение. Педагог является для детей партнёром по диалогу и общению, проявляет готовность учиться вместе с детьми, расширять и развивать свои компетенции.
Для родителей ровесническое образование - это условие активного включения в жизнь детского сада, привлечение к участию в событиях с целью образовательного сотрудничества. На этой основе возникает общность «дети-педагоги-родители».
Что мы используем в практике образования:
На какой основе строится взаимодействие детей? Что объединяет всех детей дошкольного возраста?
Это родной язык и грамота русского языка. Причем важно учесть, что исторически обучение письму, чтению и счёту являлось единым процессом и не разъединялось институционально: чтению обучаем в детском саду, письму – в школе. Дети дошкольного возраста осваивают письмо, чтение и счёт естественно, не испытывая трудности, в группе ровесников неизменно отвечая на вопрос «как ты научился?», говоря, «Я – сам!» Для этого мы используем уникальные авторские пособия Е.Е. Шулешко, которые являются средствами построения совместной работы детей.
Все направления работы в детском саду связаны едиными подходами к организации взаимоотношений детей. Общность (группа, подгруппа), в которой дети успешно работали или собираются работать, сохраняется, поддерживается и развивается педагогами во всех других занятиях, во всех видах образовательной деятельности. Культивируются совместные работы и оценка вклада каждого ребёнка самими сверстниками. Педагог делегирует детям инициативу в решении многих вопросов, связанных с участием в делах группы, развивая их самостоятельность в принятии решений.
Научные основания системы ровеснического образования:
  • социо-культурная педагогика (Л.С. Выготский),
  • теория амплификации (А.В. Запорожец),
  • психологические теории развития личности, памяти, мышления, речи (А. Арсеньев, П.И. Зинченко, Н. Шведова, Э.И. Леонгард)
  • философские концепции П.М. Ершова, М. Мамардашвили, А.Пятигорского.

Дополнительная информация о системе ровеснического образования.
История ровеснического образования. Авторы и методики.
Сколько существует мир, столько существуют подходы, на которых основывается система ровеснического образования. Прав будет читатель, который спросит: в чем же её уникальность? Уникальность её состоит в том, что в таком виде, в таком соотношении составляющих она могла возникнуть только в современном контексте времени.
Эта практика имеет прецеденты в истории педагогики. Так, первые принципы обучения детей в группах были сформулированы Я.А. Коменским. В России эти идеи поддерживали К.Д. Ушинский и Н.И. Пирогов. Существовали школы С.А. Рачинского и гимназия К. Мая, из которой, благодаря системе коллективного и группового обучения, вышли лучшие люди России – академик Н.А. Бруни, Д.С. Лихачев, художники Р.М. и В.М. Добужинские, целые семьи Бенуа, Римских – Корсаковых, Семеновых-Тянь-Шанских. А в начале XX века К.Н. Вентцель предпринял попытку создать модель дошкольного образовательного учреждения на основе объединения усилий педагогов, детей и родителей.
Советское образование развивало совсем другую практику и надолго забыло традиции детской общности. Однако в 70-е годы XX века возникла группа педагогов – новаторов, одним из которых был ученый – психолог Е. Е. Шулешко. Ему удалось создать основы ровеснического образования, воплотившего в системе обучения детей чтению, письму и счету. Таким образом, мы считаем, что сегодня необходимо воспроизводство культуры народа и создание новых традиций растущего поколения через становление детского сообщества, круга ровесников – реальности первого общественного признания детей равными по своим личным и культурным возможностям.
Система ровеснического образования в современном контексте
Система ровеснического образования, основанная на социо-культурных подходах к развитию детского сообщества и каждого ребёнка в отдельности полностью отвечает современным требованиям образования. Уважаемый родитель, наверняка, понимает, насколько важно сегодня научить ребёнка самостоятельно мыслить, решать учебные и жизненные задачи, разнообразно применять полученное знание, а не только усваивать готовую информацию.
Эти задачи ставит перед педагогами стремительно меняющиеся условия жизни наших детей и российское образование.
Система ровеснического образования зародилась 30 лет назад. Блестящие результаты были получены в более чем 20 регионах России. Вот не полный перечень географии распространения системы ровеснического образования: Кемеровская обл., Красноярский край, г. Магадан, Ростовская обл.. г. Смоленск и Смоленская область, Челябинская область, Киргизстан, Московская область (г. Лыткарино), г. Москва.
В детским саду мы создаем социо-культурную среду для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник и школьник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.
Решение этих задач достигается грамотной организацией педагогичесого процесса воспитателями и состоит в налаживании игровых и деловых контактов детей, выявлении образовательного потенциала детской общности, основанного на развитии:
парных взаимодействий детей (от 3-5 лет) – принятие сверстника, развитие дружеских отношений и умения работать с ним в паре;
групповых взаимодействий (от 5-7 лет) – способность работать в команде со сверстниками в количестве 6 человек, высказывть своё мнение и принимать другую точку зрения;
межгрупповых взаимодействий детей (6-11 лет) – способность решать исследовательские задачи, учить сверстника, ставить образовательные задачи.
В процессе образовательной работы мы используем авторские пособия Е.Е. Шулешко, которые являются средствами построения совместной работы детей.
Именно такой подход обеспечивает мощный интеллектуальный прорыв как группы детей в целом, так и каждого ребенка в отдельности, способствует активизации того потенциала детских возможностей, который обычно не востребован в системе традиционного обучения.
Обучение в сообществе активно развивает познавательный интерес и речь детей. В процессе взаимодействия, решая ту или иную задачу вместе с партнером, ребенок приобретает гибкость мышления, наблюдая демонстрацию разных точек зрения, приобретает собственную позицию, умение находить аргументы, убеждая сверстника.
У каждого ребёнка возникает образ о себе как о деловом партнере, способном помочь в учебной ситуации, поддержать точку зрения другого и отстоять своё мнение. Дети приобретают такие качества, как личная культура, внутренняя самодисциплина, которые являются базой для саморазвития.
В ходе взаимодействия с ровесниками у детей складывается теоретическое мышление, учебная инициатива и способность самостоятельно оценивать результаты своей работы.
Важно подчеркнуть, что в России и за рубежом существуют педагогические системы, идеи которых созвучны положениям системы ровеснического образования по ряду подходов.
К таким системам относится:
- система Сингапурского образования (основана на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и. т. д.
- опыт китайской школы AnjiPlay (в основе исследовательская деятельность детей, которая развивается в процессе реальной игры детей с природными материалами)
- методика КТД — коллективных творческих дел, коллективного творческого воспитания или как еще её называют «педагогики общей заботы» (Иванов И.П.). С этой системой нас роднят идеи равенства и творческого единения детей и взрослых.
- технология мастерских (С. Френе, Ж. Пиаже, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин), возникшая во Франции, интересна тем, что в её основе лежит принцип передачи учащимся способов работы, а не конкретных знаний, что инициирует развитие личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию.
- школа «диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), развиваемая на основе идей М.М. Бахтина. Важной, на наш взгляд, является идея диалогической, смысловой связи участников процесса обучения и развития их коммуникативных качеств. Её аналог программа «Пятое измерение» существует в США (Г. Браун, Д. Блисс, М. Акью). Она нацелена на социокультурную адаптацию детей из не англоговорящих иммигрантских семей.
- «рефлексивное образование» (М. Липман, Э. Шарп, М. Притчард, Л. Сплиттер), возникшее в США и развивающее идею образования как исследования. Эта система, с одной стороны, учит детей мыслить, с другой, контактировать со сверстниками, как оппонентами.
Система обучение грамоте - письму, чтению и счёту на основе разработок Е.Е. Шулешко.
Смысл дошкольного обучения грамоте - воспитать в детях, а не в отдельном ребенке, намерение выразить себя в чтении, в любой рукописной записи сначала для сверстника, взрослого и детей в группе, а потом для учащихся и учителя в школе. Грамота приобретает значимость для ребёнка в том случае, если он почувствует её социальную, культурную функцию, которая может проявиться только в ситуации ее использования в группе ровесников, минимальной из которых является пара.
Сознательное отношение детей к овладению грамотой обеспечивается обсуждением самого процесса чтения, письма и счёта сверстниками, согласованностью их действий, где каждый может проявить собственное понимание общего дела.
Овладение детьми грамотой осуществляется на основе использования знаковых объектов, которые становятся средствами построения совместной работы детей и являются одним из важнейших условий начальной организации обучения чтению, письму и счёту. К ним относятся таблицы «Аквариум» и малые таблицы, таблицы «Улица домов для чисел», «Информационная сетка чисел», «Росчерки», «Элементы букв в квадратах».
Система обучения грамоте основывается на следующих принципах:
  • сохранение единства устной и письменной форм речи на основе единства обучения чтению и письму;
  • знакомство с тремя знаковыми системами: буквенной - алфавитом, в котором пространственно и графически представлены все существующие группы букв, звуковой и числовой;
  • выявление слога как меры сохранения, восприятия и порождения речи, как ритмической, пространственной (графический облик), интонационной, временной (длительность звучания), а на ранних этапах речевого развития и смысловой единицы речи;
  • сохранение специфики дошкольного стиля обучения средствами освоения рукописной записи, как итога общего развития детей, всей разнообразной жизни в детском саду, которая обеспечивается различными видами занятий: музыкой, танцами, конструированием, рисованием и. т. д.;
  • сохранение психических качеств, к которым относятся: отчетливость и громкость речи, координация совместных действий, определение объема рабочих усилий, доверие к своей руке, вслушивание в поток речи;
  • осуществление единства голосовых, зрительных, слуховых и двигательных впечатлений на основе организации единого пространства действий и характера действий детей.
Технология организации детского обучающегося сообщества.
Автор Титова Н.И.
Технология организации детского сообщества рассматривается нами как средство формирования способности детей к самоорганизации в учебной работе и в собственной жизнедеятельности, развития ориентировки детей дошкольного возраста в своих возможностях и умения самоизменяться и саморазвиваться.
В соответствии с современными целями образования развитие способности детей мыслить, решать учебные задачи, разнообразно применять полученное знание становится приоритетным по сравнению с усвоением знаний. В самоорганизующемся сообществе детей дошкольного возраста у каждого отдельно взятого ребенка возникают такие индивидуальные качества, которые позволяют ему безболезненно, по достижении семи лет вместе со сверстниками адаптироваться в школе.
Мы определили пять основных критериев, на которые педагог может ориентироваться, организуя детское сообщество. К показателям, позволяющим измерить данные критерии в любой группе детского сада, относятся: частота обращения детей друг к другу; речевая активность детей или манера обращения; направленность обращения детей (к педагогу, ко всей группе, к сверстнику); частота изменения дистанции между детьми (взаимодействие на занятиях, участие в жизни группы, возможность обзора работ детей); виды разговоров детей (общие, деловые, личные).
Единицей анализа становится эффективность работы группы или подгруппы, слаженность работы детей в определенном составе, их умение организовать дело, поддерживать деловую обстановку и доводить начатое до конца. Только в обстоятельствах такого общения педагог рассматривает каждого отдельного ребенка, его потенциал и его возможности проявления себя в другом составе детей. Результат такой работы всегда общий, а не индивидуальный, его сущность состоит, прежде всего, в самом процессе деятельности. Возможности достижения общего результата группой детей кроются в необходимости организации педагогом педагогического процесса.
Технология организации педагогического процесса предполагает выстраивание взаимосвязанных технологических цепочек – приёмов работы с детьми, действий самих детей и действий педагога, позволяющих осуществлять и прослеживать динамику складывающегося детского сообщества от одного состояния к другому.
Взаимодействия детей не должны обслуживать процесс обучения. Именно самоценность дружеских отношений и построение на их основе обучающегося сообщества детей дошкольного возраста является целью педагогической работы, а её стержневым элементом – обеспечение последовательности изменений, происходящих с детским коллективом, в котором педагогом отслеживается психологическое состояние каждого ребенка. Результаты этих изменений являются показателями развития детского сообщества и каждого ребенка в отдельности.
Мы в соцсетях:
ШУЛЕШКО ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
автор концепции ровеснического образования